15 сентября 2016 г.

Внеклассное мероприятие "Россия в XVII веке"

Цели: в игровой форме повторить и закрепить фактический материал по теме «Россия в XVII веке»; проверить знания детей, познакомить их с новыми интересными фактами из истории России; продолжить формировать умения и навыки анализировать, обобщать, делать выводы, работать с картой, документами, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Задачи: воспитывать умение работать в команде, слышать и слушать других, чувство ответственности; воспитывать интерес к исторической науке, историческим личностям.
Оформление класса: на доске название викторины, начерченное табло для счета.
Оборудование: карточки с заданиями, доска, мел, сладкие призы.

Данное мероприятие рассчитано на 40мин. В мероприятии участвуют 2 команды. Участники (команды) выбирают капитана команды.
      Мероприятие проводится в классе.
      Игра заключает в себе 9 туров.
      В конце игры подсчитываются очки и распределяются места между командами.


Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы собрались на игру, которая посвящена теме "Россия в XVII веке". В этой четверти на уроках истории мы прошли темы касающиеся данной эпохи, и теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Разделитесь на команды и выберите своих капитанов.     Итак, викторина будет проходить в 9 этапов. После прохождения каждого тура команда зарабатывает определенное число баллов.
1 тур
«Основные сословия Российского общества»
Тестовые задания с выбором ответа. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задания,  получает 3 балла.
1. Основную массу населения в XVII веке составляли
     а) крестьяне
     б) дворяне
     в) посадские люди
     г) казаки
2. Крестьяне платили в пользу феодалов:
     а) десятину
     б) арендную плату
     в) оброк
     г) барщину
3. Военное сословие, в котором числилось население ряда окрестных местностей России:
     а) Духовенство
     б) Дворянство
     в) Крестьянство
     г) Казачество
2 тур
«Политическое развитие страны»
Дайте определение (проверяется знание терминов). За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.     Волость – это…
2.     Самодержавие – это…
3.     Крепостничество – это…
3 тур
«Власть и церковь. Церковный раскол»
Тестовое задание с выбором нескольких вариантов ответа. Команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание,  получает 4 балла.
1. Для старообрядчества было характерно:
        а) принятие церковной реформы Никона
        б) фанатическая преданность старине
        в) неприятие нового, иноземного
        г) осуждение деятельности Аввакума
        д) негативное отношение к светским знаниям
        е) выполнение повинностей в пользу церкви
       ж) отказ от общения с последователями Никона
4 тур
«Народные движения в XVII веке»
Учащимся задается вопрос. На подготовку отводится 1 минута. Команда, назвавшая более полный и правильный ответ получает 5 баллов.
Вопрос: перечислите основные причины восстаний в XVII веке.
5 тур
Конкурс капитанов
Капитанам предлагается за время выполнения командами следующего задания решить кроссворд (Приложение 1). За каждый верный ответ  1 балл.
6 тур
«Внешняя политика России в XVII веке»
Тестовое задание. Учащимся предлагается соотнести дату и событие, произошедшее в это время. За правильный ответ – 3 балла.
Соотнесите дату и событие:
1. Смоленская война                                а) 1676-1681гг.
2. Русско-турецкая война                        б) 1632-1634гг.
3. Русско-польская война                        в) 1654-1667гг.
7 тур
«Культура России в XVII веке»
Тестовые задания с выбором ответа. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задания,  получает 3 балла.
1. Славяно-греко-латинская академия была создана в:
    а) 1686г.
    б) 1687г.
    в) 1678г.
    г) 1688г.
2.  Первый «Чертеж реки Амур» составил:
   а) Е.П. Хабаров
   б) С.И. Дежнев
   в) В.Д. Поярков
   г) М.В. Стадухин
3. Выдающимся мастером живописи в XVII веке был:
    а) Б. Огурцов
    б) В.Д. Поярков
    в) С. Ушаков
    г) М.В. Стадухин
8 тур
«Сословный быт России»
Анализ текста. Учащимся выдается карточка с текстом. За 2 минуты они должны прочитать текст и ответит на вопрос: какими повседневными делами занимался царь и его приближенные. За правильный и полный ответ – 5 баллов.
День в государевом дворце.
Из книги историка И.Е. Забелина «Домашний быт русского народа»
Царь Алексей Михайлович держал во дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о событиях, проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки и былины.
В числе любимых развлечений государя была игра в шахматы.
В дворовом штате состояли дураки-шуты, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались. Зимою цари любили смотреть медвежье поле, бой охотника с диким медведем. Раннею весною, летом и во всю осень часто выезжали в окрестности Москвы на соколиную охоту. Эта потеха изменяла обыкновенный порядок дня. Лето государь проводил в загородных дворцах. Зимою он хаживал иногда сам на медведя, на лося, охотился за зайцами.
9 тур
«Предпосылки петровских преобразований»
Учащимся предлагается прослушать текст и узнать о каком историческом деятеле идет речь. За каждый правильный ответ – 2 балла.
1.              Псковский дворянин. Был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году – крайне необходимое для России перемирие со Швецией. (А.Л. Ордин-Нащокин)
2.              Князь. Был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи. При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище. Была отменена смертная казнь за «возмутительные слова» против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта. (В.В. Голицын)
3.              Хорватский дворянин. В 1659 году прибыл на службу. Зная около десятка иностранных слов, он состоял на службе переводчиком в Посольском приказе, а затем в Приказе Большого дворца. Выступал за введение в России европейской системы образования. (Ю. Крижанич)

В конце игры подсчитывается общее количество баллов, выявляются победители. Проходит награждение.





Приложение 1

1.

2.














3.



4.









5.



6.




















7.



8.







9.












10.




























По горизонтали:
  1. Принудительный труд крестьян в пользу феодала
  2. Административно-территориальная единица, часть уезда
6. Монархическая форма правления, основанная на  неограниченной власти царя
7. Последователи церковных деятелей, не принявших реформу Никона
10. Отделение старообрядцев от официальной церкви
По вертикали:
  1. Наиболее тяжелая форма зависимости крестьян
  1. Административно-территориальная единица, несколько их составляет уезд
  2. Обиходное название старшего православного священника
8. Усиление светских начал в культуре

9. Керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий